ХОРАЛЬНОЕ НОТНОЕ ПИСЬМО


ХОРАЛЬНОЕ НОТНОЕ ПИСЬМО
, – так называется, в противоположность мензуральному нотному письму, способ нотирования, применявшийся к григорианскому хоралу (франц. planchant) и не передававший ритма мелодии, а только изменения в высоте ее тонов. X. н. п. сохранилось в двух формах, совершенно тождественных по смыслу, а именно в виде готического и романского х-го н-го п-а. Готическая (немецкая) "хоральная нота" строго сохранила формы древних невм (См.), сделав их только более грубыми и угловатыми, в стиле самого готического письма; главные знаки ее: (гвозде- и подковообразное письмо). В романском или итальянском х-м н-м п-е все ноты имеют квадратную форму вследствие чего его называли также "квадратной нотой", – nota quadrata или quadriquarta. Только фигуры, соответствующие virga с предшествующими или последующими точками имеют ромбовидную нотную форму вместо квадратной; кроме того, соединение двух нот в один наискось расположенный корпус соответственно форме соединенных невм также представляет собой исключение из общего правила. С мензуральными длительностями нот longa, brevis и semibrevis знаки х-го н-го п-а (также и романского) не имеют ничего общего, не смотря на сходство формы. Дело в том, что возникшая в 12-м веке мензуральная музыка, исходя из приобревших уже квадратную форму нотных знаков х-го н-го п-а, придала им однако определенное ритмическое значение, что конечно нисколько не повлияло на самое х. н. п.; последнее еще долго оставалось употреблении не только для существовавших раньше, но и для новых мелодий. X. н. п. представляет собой ничто иное как положенное на линии невменное письмо (См.) с несколько более ясным определением требуемой высоты тона посредством отчетливо выраженных нотных знаков: =virga, = точке (пункту), а figura obliqua обозначает два тона, один вначале, а другой в конце вязки. Ошибочные попытки вычитать из нотных знаков х-го н-го п-а ритмические длительности долгое время препятствовали правильному чтению средневековых нотаций, и при том не только церковных, но и светских. В наст. время все более и более укрепляется убеждение, что ритм (такт) всех мелодий, записанных х-м н-м п-м (секвенции, гимны, песни трубадуров и миннезингеров и пр.) вполне зависит от текста и что все группировки нот в этих нотациях (лигатуры и конъюнктуры) представляют собой ничто иное как мелизмы, колоратуры, которые должны исполняться соответственно быстрее. Срв. Ant. Restori "Per la storia dei trovatori provenzali" (Rivista musicale 1895–96), P. Runge "Die Sangesweisen der Colmarer Handschritt" (1896), Riemann "Die Melodik der Minnesänger" ("Musikal. Wochenblatt 1897) и Bernouilli "Die Choralnotenschrift bei Hymnen und Sequenzen" (1898) и Holz-Saran-Bernouilli "Die Jenaer Liederhandschrift" (2 t., 1901).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "ХОРАЛЬНОЕ НОТНОЕ ПИСЬМО" в других словарях:

  • МОНОДИЯ — (греч., одиночное пение ), 1) Одноголосное пение без сопровождения; только такое пение и было в употреблении в древности, а также в средних веках приблизительно до 9 го века, вследствие чего древность и считается эпохой м ии по преимуществу. Если …   Музыкальный словарь Римана

  • НОТЫ — (срв. лат. nota, знаки ) – условные знаки для обозначения музык. тонов; слово nota в этом смысле употребляет уже Фабий Квинталиан (2 й век по Р. X.). Боэций (около 500 г.) обозначает этим термином греческое нотное письмо; позднее название… …   Музыкальный словарь Римана

  • РИТМИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ — (знаки длительности тонов) необходимы для всякой многоголосной музыки, голоса которой движутся не нота против ноты ; в такой музыке взаимоотношения длительности тонов в различных голосах должны быть точно урегулированы во избежание путаницы.… …   Музыкальный словарь Римана

  • Бернулли —         (Bernoulli) семья швейц. учёных в области муз. акустики. Иоганн Б. (17 VII 1667, Базель 1 I 1748, там же) автор исследования Изобретения в области колебания натянутых хорд ( Erfindungen von dem Schwingen der ausgestreckten Chorden ,… …   Музыкальная энциклопедия

  • ТАКТОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ — В начале каждой музык. пьесы (после ключа) ставится число, которое заключает в себе главнейшие метрические указания, касающиеся пьесы, т.е. определяет расстояния между центрами тяжести мотивов, длительность счетных времен и их подразделения. Как… …   Музыкальный словарь Римана

  • РУНГЕ — Пауль, род. 2 янв. 1848, ученик корол. института церков. музыки в Берлине, а также Юл. Шнейдера там же; живет с 1873 в Кольмаре (Эльзас). Р. написал мало композиций (превосходное Te Deum и др.); гораздо большее внимание привлекли его музык.… …   Музыкальный словарь Римана

  • СЕКВЕНЦИЯ — 1) (проза) вид церковной поэзии, близко родственный гимнам; появился приблизительно около середины 9 го века и был уже признан папой Николаем I (ум. 867). Мелодии с ий (по крайней мере начала их) древни и заимствованы из пространных юбиляций в… …   Музыкальный словарь Римана